Представьте ситуацию: вам очень хочется приобрести недвижимость, а времени на оформление документов на квартиру нет. Особенно сложно это сделать, находясь в другом городе. Для таких случаев предусмотрен документ — доверенность на покупку квартиры. В этом случае не потребуется лично участвовать в осмотре и оформлении документов. Всю сделку сможет провести доверенное лицо, что называется, “под ключ”.
Документ должен быть составлен без технических и юридических ошибок, чтобы у продавца и регистратора не возникло сомнений в правомерности сделки и добросовестности доверенного лица и доверителя.
- В каких случаях используется доверенность?
- На кого можно оформить доверенность?
- Покупка квартиры в ипотеку по доверенности
- Пошаговая инструкция по покупке квартиры через доверенное лицо
- Шаг 1: обращение к нотариусу
- Шаг 2: выбор квартиры
- Шаг 3: выбор формы оплаты
- Шаг 4: составление и подписание договора купли-продажи
- Шаг 5: проверка на предмет отсутствия задолженности по коммунальным платежам
- Шаг 6: регистрация сделки в Росреестре
- Преимущества покупки квартиры через доверенное лицо
- Минусы и риски
- Для покупателя
- Для продавца
В каких случаях используется доверенность?
Основное правило — документ должен быть нотариально заверен. Преимущество заключения сделки по доверенности в том, что покупатель должен один раз посетить нотариуса вместе с доверенным лицом, а затем может находиться далеко от места приобретения недвижимости и заниматься своими делами.
В это время доверенное лицо будет осуществлять необходимые действия, а после получения регистрации отдаст доверителю на руки готовый пакет документов и ключи от квартиры.
Доверенность на покупку квартиры необходима, когда:
- будущий владелец недвижимости находится в другом городе, за границей;
- покупатель заболел и не имеет возможности участвовать в покупке лично;
- приобретается помещение для бизнеса, и одному из сотрудников доверяется оформить сделку;
- прочие случаи.
При выдаче доверенности доверитель сам определяет круг полномочий доверенного лица. Доверенное лицо может:
- подобрать квартиру;
- оформить сделку;
- заказать и получить справки;
- зарегистрировать недвижимость в Росреестре.
В зависимости от того, какие действия предусматриваются, существуют три основных вида доверенностей:
- разовая, когда доверитель определяет для доверенного лица узкий круг задач, например собрать справки, получить документы из бюро технической инвентаризации и прочее;
- генеральная — наделяющая доверенное лицо практически неограниченными полномочиями;
- на передоверие — когда полномочия передаются от доверенного лица другому человеку.
Последний вид требует особого внимания. Здесь лучше воспользоваться консультацией юриста или найти надежного и грамотного нотариуса, который сможет четко разъяснить последствия каждой из сторон.
Генеральная доверенность дает возможность доверенному лицу выполнять все необходимые действия при покупке квартиры:
- осматривать предлагаемые варианты жилых помещений, выбирать по критериям, указанным поручителем;
- договариваться о цене, торговаться;
- проверять документы и юридическую “чистоту” квартиры;
- подписывать договор и акт приема-передачи;
- регистрировать сделку в Росреестре.
Такой документ стоит выдавать только тому, кому вы полностью доверяете. Чаще всего это близкий родственник.
На кого можно оформить доверенность?
В качестве доверенного лица может выступать любой человек, не только родственник. Нередко доверенность на покупку квартиры дается риэлтору.
Если покупателю понравилась какая-либо квартира, но он не имеет возможности тратить время на сбор документов и бюрократические процедуры, то он может оформить доверенность на покупку квартиры на риэлтора, который займется приобретением жилплощади и оформлением права собственности на нового владельца.
Есть еще один вариант — составить доверенность на регистратора. Но в этом случае доверенное лицо сможет только оформить документы в Росреестре. Регистратор не будет подбирать подходящий вариант квартиры, договариваться о цене, собирать справки, отслеживать процесс оплаты и передачи квартиры по акту.
Покупка квартиры в ипотеку по доверенности
Теоретически можно оформить доверенность, когда квартира приобретается не за собственные средства, а с привлечением заемных средств.
Что касается ипотечного кредитования, то здесь нужно получить согласие банка на проведение сделки доверенным лицом. Приобретенная недвижимость до полного погашения долга по ипотеке остается в залоге у банка, поэтому он вправе регулировать процесс приобретения жилья.
Что касается военной ипотеки, то Министерство обороны не препятствует приобретению жилья по доверенности, учитывая специфику службы. Например, военнослужащий решил приобрести жилье в Подмосковье, а службу проходит на Сахалине.
Более того, такую доверенность может заверить не только нотариус, но и начальник воинской части, в которой проходит службу военнослужащий.
Другой вопрос: согласится ли владелец недвижимости продать квартиру, если у доверенного лица будет документ без нотариального заверения.
Пошаговая инструкция по покупке квартиры через доверенное лицо
Шаг 1: обращение к нотариусу
К нотариусу должны прийти обе стороны сделки. Покупатель должен указать, какие действия может производить доверенное лицо. На этом основании будет составлен документ.
Срок действия выбирает доверитель и сообщает об этом нотариусу. Нотариус подскажет, какая доверенность подойдет для этого. Документ подписывается доверителем, заверяется нотариусом. Услуга платная.
Шаг 2: выбор квартиры
Есть два варианта:
- покупатель подобрал жилье и доверяет другому человеку только сбор документов и регистрацию сделки;
- покупатель доверяет другому выбор квартиры и дальнейшее оформление документов.
В первом случае на плечи доверенного лица ляжет необходимость подготовить документы, заказать и получить справки и выписки и зарегистрировать недвижимость в Росреестре.
При втором варианте он будет проводить осмотр квартир, изучать объявления, обращаться к риэлторам. После того как подходящий вариант будет найден, он отправит покупателю фотографии и видео.
Если все подходит, то займется оформлением документов.
Шаг 3: выбор формы оплаты
Доверенное лицо проводит переговоры с продавцом о форме оплаты за квартиру и сообщает результат покупателю. Если это необходимо, то арендует банковскую ячейку и договаривается с покупателем о передаче денег.
Если решено произвести расчет безналом, то продавцу высылаются банковские реквизиты продавца.
Шаг 4: составление и подписание договора купли-продажи
В документе должны содержаться обязательные реквизиты:
- ФИО сторон сделки;
- предмет договора — покупка квартиры с указанием характеристик недвижимости, адреса;
- полная стоимость, указание на аванс или залог, если имелись;
- срок действия договора;
- дата и место составления;
- возможность и последствия расторжения договора;
- обязанность выписки зарегистрированных в квартире лиц и срок, в течение которого они выпишутся;
- форс-мажорные обстоятельства.
В преамбуле договора, помимо ФИО и реквизитов покупателя и продавца, указываются:
- ФИО доверенного лица;
- его паспортные данные;
- реквизиты доверенности.
Подписи ставят продавец и доверенное лицо от имени покупателя.
Шаг 5: проверка на предмет отсутствия задолженности по коммунальным платежам
Сделать это нужно перед подписанием договора. Продавец должен предоставить справки от энергоснабжающих организаций и управляющей компании. Если до подписания договора не удалось получить информацию, то нужно потребовать документы до передачи денег.
Есть еще возможность договориться о том, что продавец уменьшит стоимость квартиры на сумму имеющейся задолженности.
Шаг 6: регистрация сделки в Росреестре
Зарегистрировать сделку можно в МФЦ или самостоятельно в Росреестре. Первый вариант имеет несколько существенных преимуществ:
- Опытный специалист проверит документы на наличие ошибок и прочих обстоятельств, которые могут помешать осуществлению регистрации.
- Это займет меньше времени.
- На прием можно записаться заранее, не выходя из дома, имея регистрацию на портале “Госуслуги”.
- Есть возможность отслеживать статус документов.
- Чтобы получить выписку, есть возможность зарегистрироваться и не выстаивать очередь.
В каждом из этих случаев необходимо будет предоставить пакет документов и написать заявление.
Преимущества покупки квартиры через доверенное лицо
Главное преимущество — возможность купить квартиру в любом населенном пункте, находясь от него на расстоянии в несколько тысяч километров.
Если оформлена генеральная доверенность, то покупателю не придется тратить время на осмотр десятка объектов в поисках подходящего. Все это сделает доверенное лицо. Покупатель должен будет только поставить перед ним задачу: какое жилье, в каком микрорайоне он хочет получить.
Много времени уходит на то, чтобы собрать справки и документы. При наличии доверенности можно сэкономить время: за вас по инстанциям будет ходить другой человек.
Минусы и риски
Кроме плюсов, у покупки квартиры через доверенное лицо есть и минусы. Это риски как для продавца, так и для покупателя.
Недвижимость — дорогое приобретение, поэтому желание “погреть руки” может возникнуть даже у того, от кого этого не ожидаешь.
Для покупателя
Он несет самый большой риск, потому что доверяет свои деньги другому человеку, а получить за них может старую квартиру без ремонта, с прописанными в ней жильцами и наличием долгов.
Тот, кому покупатель доверил покупку, может выслать фотографии, которые сделаны в другой квартире — с хорошим ремонтом, красивым видом из окна. А по факту жилье окажется вовсе без ремонта, с протекающей крышей и старой сантехникой.
Самый плохой вариант — покупатель может лишиться средств, не получив взамен ничего, если доверенное лицо заберет деньги и скроется, даже не подумав заниматься поиском и оформлением недвижимости.
Риски можно уменьшить, если:
- Получить полную информацию о человеке, который будет выступать в роли поверенного. Если он представится риэлтором, нужно выяснить, в какой компании он работает, не было ли к нему претензий со стороны клиентов и доверителей.
- Проверить нотариуса. Не является ли он звеном мошеннической схемы. Информация о нотариусе есть в нотариальной палате. Также можно воспользоваться “сарафанным радио” и узнать мнение тех, кто пользовался его услугами. Должно насторожить, если нотариус невнятно разъясняет последствия подписания документа.
- Продумать объем полномочий доверенного лица.
- Избегать наличных расчетов, даже если это банковская ячейка.
- Договориться с кем-то из знакомых, чтобы посмотрели квартиру “вживую”, если она находится в другом городе, а не довольствоваться присланными фотографиями.
Вторая сторона сделки тоже несет риски.
Для продавца
Здесь основной риск — признание сделки недействительной. Нередко родственники, пытаясь воспользоваться беспомощным положением пожилого человека, подделывают документы и подпись.
Если дело дойдет до суда, то привлекаться к процессу будет и продавец.
Для снижения рисков нужно проверить подлинность доверенности. Для этого:
- обратите внимание на срок действия доверенности;
- убедитесь, что нотариус, который ее заверил, действующий;
- проверьте соответствие паспортных данных, указанных в доверенности, предъявленному документу, удостоверяющему личность.
В любом случае, больший риск несет покупатель. Поэтому нужно хорошо подумать, кому можно выдать доверенность на покупку квартиры, обозначить круг полномочий заранее, выбрать надежного нотариуса и внимательно выслушать его разъяснения.